СИСТЕМА БОРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ (OBD ИНФИНИТИ

Системы бортовой диагностики (OBD) развивались по мере ужесточения норм токсичнос-
ти отработавших газов. Первоначально системы OBD были предназначены для проведе-
ния диагностики систем снижения токсичности отработавших газов и их элементов. Это
связано с тем, что уровень содержания вредных веществ в отработавших газах должен на-
ходиться в установленных пределах. Функциональность систем OBD, устанавливаемых на
современные автомобили Nissan, была существенно расширена. Новые системы борто-
вой диагностики позволяют получить важную диагностическую информацию, использова-
ние которой позволит значительно облегчить поиск неисправности и ремонт автомобиля.
Европейская система бортовой диагностики (E-OBD)
Комиссия Евросоюза выпустила ряд директив, согласно которым каждый автомобиль,
продаваемый на территории объединенной Европы, должен быть оборудован специаль-
ной системой, следящей за показателями работы устройств снижения токсичности от-
работавших газов. Данные директивы призваны ограничить суммарный выброс вредных
веществ с отработавшими газами.
Система E-OBD использует блок управления двигателем (ECM), для того чтобы постоянно
следить за изменением показателей системы снижения токсичности отработавших газов.
Система E-OBD предупреждает водителя в случае возникновения неисправности или
сбоев в работе устройств снижения токсичности.Основными положениями вышеуказанных директив являются:
Каждый автомобиль должен быть оснащен сигнализатором неис-
правности (MIL). Включение сигнализатора должно указывать на
отклонения показателей системы снижения токсичности отработав-
ших газов или на неисправность ее элементов (например, датчиков
и исполнительных механизмов).
Диагностический код неисправности должен быть записан в память системы с ука-
занием текущего пробега автомобиля и условий возникновения неисправности.
Диагностируемые параметры и функции должны быть одинаковы для всех автомо-
билей одного производителя. Это достигается стандартизацией диагностических
кодов и их описаний.
Результаты диагностики должны собираться и пересылаться всем производителям
при помощи одинакового способа передачи данных. Стандартный метод соедине-
ния и связи.Общее описание системы бортовой диагностики E-OBD
К основным диагностируемым параметрам и элементам относятся:
Трехкомпонентный нейтрализатор
Наличие пропуска сгорания в цилиндрах двигателя
Передний и задний кислородные датчики
Система впрыскивания топливаВышеперечисленные параметры и элементы оказывают наибольшее влияние на работу
системы снижения токсичности. Система E-OBD отслеживает их изменение либо посто-
янно, либо при активации определенных алгоритмов. На содержание вредных выбросов
в отработавших газах оказывают влияние и другие факторы (элементы). Мониторинг
неисправностей должен вестись в каждом узле силового агрегата, прямо или косвенно
участвующем в передаче крутящего момента. Указанный метод носит название комплек-
сного мониторинга компонентов системы. Комплексный мониторинг включает проверки
следующих типов:
Проверки на соответствие норме
Производится проверка цепей компонента или системы на неразрывность. При обна-
ружении обрыва проверяемой цепи, блок ECM запишет в память диагностический код
неисправности (DTC) (серьезная неисправность).
Проверки на соответствие допустимым значениям
Данный тип проверок предназначен для определения соответствия рабочих параметров
диапазонам, хранящимся в памяти блока ECM. Код DTC устанавливается, если измерен-
ное значение не соответствует текущим условиям работы двигателя. Блок ECM произво-
дит случайную выборку значений проверяемых параметров. Если выбранные значения
выходят за пределы предустановленных диапазонов гораздо чаще, чем не выходят, то
записывается соответствующий код DTC. Данный алгоритм позволяет отследить ухудше-
ние рабочих показателей компонента или системы до их полного выхода из строя.Функциональные проверки
Кроме двух предыдущих типов проверок, система E-OBD выполняет мониторинг уст-
ройств вывода (исполнительных механизмов). Назначение этого мониторинга заключа-
ется в определении соответствия действий исполнительных устройств вырабатываемым
сигналам управления. Блок ECM проверяет работу компонента, отслеживая изменения в
работе других, связанных с ним систем.
Диагностическая информация
Кроме определения неисправностей систем и их элементов, блок ECM также предостав-
ляет различные диагностические данные, связанные с работой системы снижения ток-
сичности отработавших газов. В эти данные входят:
Диагностические коды неисправности (DTC)
Массив сохраненных данных
Код проверки работоспособности системы (SRT)
Одноцикловый диагностический код (1st trip DTC)
Массивы сохраненных данных по одноцикловым диагностическим кодамДля повышения стабильности работы системы мониторинга, E-OBD использует метод
Two Trip Detection Logic. Указанный алгоритм позволяет точно определить необходимость
включения сигнализатора неисправности MIL. Проще говоря, основным условием включе-
ния сигнализатора MIL в большинстве случаев является появление признака одной и той
же неисправности в двух последовательных тестовых циклах системы OBD. Несмотря на то, что для включения сигнализатора MIL может потребоваться проведение двух тестовых
циклов, код DTC всегда сохраняется в памяти блока ECM по завершении первого цикла.
Термин «цикл» относится к определенному тестовому режиму работы автомобиля и дви-
гателя, при котором блок ECM выполняет диагностику системы или компонента.
Тестовый режим проверки может быть относительно простым. Например, режим пуска
двигателя, предназначенный для проверки температуры охлаждающей жидкости по пока-
заниям температурного датчика. Система управления позволяет температуре подняться
на некоторую величину относительно значения, соответствующего режиму пуска, а затем
останавливает двигатель.
Большинство кодов DTC, устанавливаемых по результатам проверки параметров на со-
ответствие допустимым значениям, требуют проведения более сложного мониторинга.
В этих случаях для каждого DTC может быть применен отдельный алгоритм проведения
проверки. Программное обеспечение блока ECM предусматривает проведение сложной
диагностики подобного рода на весьма специфических тестовых режимах. В зависимости
от стиля вождения или интенсивности дорожного движения, вероятность перехода на эти
режимы в условиях обычной эксплуатации автомобиля достаточно низка.
При регистрации неисправности в первый раз в памяти блока управления сохраняются
диагностический код и соответствующий массив данных, полученные в результате про-
ведения первого цикла (1st trip). На этом этапе включения сигнализатора неисправности
MIL не происходит.Если та же самая неисправность регистрируется снова в течение следующего тестового
цикла, то в памяти блока управления сохраняются диагностический код и соответствую-
щий массив данных, при этом также включается сигнализатор неисправностей. Второй
цикл должен проводиться на тех тестовых режимах работы, которые предусмотрены для
проведения самодиагностики

Диагностические коды неисправности (DTC)В системе бортовой диагностики E-OBD предусмотрены различные категории кодов DTC:
Коды DTC для неисправностей узлов и систем силового агрегата (Powertrain) начинаются
с буквы «P»
Коды DTC для неисправностей узлов и систем шасси (Chassis) начинаются с буквы «C»
Коды DTC для неисправностей оборудования кузова (Body) начинаются с буквы «B»
Коды DTC для неисправностей компонентов локальной бортовой сети начинаются с буквы
«U»Диагностические коды для элементов силового агрегата определяются следующим обра-
зом:
Коды серии P0100 относятся к неисправностям систем питания воздухом и топли-
вом. Две последние цифры кода указывают на конкретное устройство.
Коды серии P0200 также относятся к неисправностям систем питания воздухом и
топливом.
Коды серии P0300 относятся к неисправностям системы зажигания и возникнове-
нию пропусков воспламенения смеси в цилиндрах.
Коды серии P0400 относятся к неисправностям дополнительной системы снижения
токсичности отработавших газов.
Коды серии P0500 устанавливаются при отклонении частоты вращения, неисправ-
ностях системы холостого хода и входов вспомогательных устройств.
Коды серии P0600 возникают при неисправностях блока ECM или его линий связи с
другими блоками управления, входящих локальную бортовую сеть.
Коды серии P0700 возникают при сбоях в работе системы управления коробкой
передач.
Коды серии P0800 также возникают при сбоях в работе системы управления короб-
кой передач.ОСНОВНЫЕ (DTC) И ОДНОЦИКЛОВЫЕ (1ST TRIP) ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
КОДЫПри первом обнаружении неисправности в память блока ECM будет записан одноцикло-
вый код DTC (1st trip DTC). Его номер полностью идентичен основному диагностическому
коду (DTC). На этой стадии работы системы индикатор неисправностей не включается.
Если та же самая неисправность не будет зарегистрирована на втором цикле (соответс-
твующем требуемым тестовым режимам), то 1st trip DTC будет удален из памяти блока
ЕСМ. Если та же самая неисправность будет зарегистрирована на втором последователь-
ном цикле, то 1st trip DTC получит статус основного DTC и будет сохранен в памяти блока
ЕСМ, а сигнализатор MIL будет включен.
Если та же самая неисправность не возникла повторно в течение 40 последовательных
тестовых циклов типа «А» (режим прогрева двигателя), то указанный код DTC стирается
из памяти блока ECM. Исключение составляют DTC, вызванные появлением пропусков
сгорания или нарушениями работы системы впрыскивания топлива, то есть систем влия-
ющих на токсичность отработавших газов.
Данные коды будут стерты из памяти блока ECM, только если не появятся повторно в
течение 80 последовательных тестовых циклов типа «С».
Появление на дисплее диагностического прибора CONSULT-II символа «[1t]» после кода
DTC указывает на то, что данный код был получен после проведения одного цикла (1st trip
DTC). Цифра «0» в этом случае будет указывать на появление основного DTC. Появление
какого-либо другого числа, отличного от нуля, указывает на количество выполненных тес-
товых циклов с момента последней регистрации кода DTC.Массивы сохраненных данных, соответствующие основным
и одноцикловым DTC
Одним из достоинств системы E-OBD является возможность сохранения показателей
работы двигателя в момент возникновения неисправности. Данные массивы сохранен-
ных данных могут быть использованы для воссоздания условий работы автомобиля и его
систем в момент регистрации кода DTC. Рассмотренная функция особенно полезна для
проведения дорожных испытаний после проведения ремонта, которые призваны под-
твердить факт устранения неисправности.При регистрации неисправности в первый раз в памяти блока управления сохраняется
одноцикловой диагностический код и соответствующий одноцикловой массив данных.
Следует помнить, что в памяти ЕСМ может быть сохранен только один массив данных. При
регистрации более одного DTC в память блока управления записывается массив данных,
соответствующий первому DTC. Коды DTC, соответствующие возникновению пропусков
сгорания или неисправностям системы впрыскивания имеют приоритет. Массив данных,
соответствующий указанным кодам, будет записан поверх предыдущего массива.
http://infiniti-akpp.ru/contact.php